Ксения Букшина: «Советую идти в журналистику только тем, кто по-другому не может»
«Я не умею отделять жизнь от работы… Не могу назвать себя организованным человеком… Мало времени провожу с друзьями, практически не хожу в салоны красоты и в магазины»: Ксения Букшина, основатель и главный редактор promum.com.ua, а по совместительству жена и мама — одна из немногих современных женщин, которая стремится быть лучшей версией себя, а не идеалом. Как у нее это получается? Узнай прямо сейчас!
Ксения, сейчас ты «по уши» в медиа-бизнесе. Расскажи, с чего все началось? О чем ты мечтала в детстве?
Я всегда «дружила» со словом, школьное сочинение было для меня любимым домашним заданием, а чтение я предпочитала любому другому занятию. Родители буквально выгоняли погулять во двор. Школьные газеты, олимпиады по украинской и русской литературе — все это я безумно любила.
Но в какой-то момент Институту журналистики я предпочла Институт международных отношений. Из-за возможности одновременно освоить профессию PR-специалиста и выучить несколько языков. После института успела проработать PR-специалистом в одной из первых веб-студий в Украине, маркетологом в сети супермаркетов и пресс-секретарем руководителя строительной компании. После этого было много всего — и два года главредства в natali.ua, и PR-агентства, и ивент-проект для девушек СоАве.
Параллельно я писала статьи для родительских и lifestyle изданий. В какой-то момент поняла, что тема детей — намного более широкая и серьезная, чем «как выбрать роддом», «где искать врача» и «как похудеть после родов». Получается, что с детьми родителям предлагается обращаться уже по факту их появления, мне же казалось, что чем раньше — тем лучше. То, как сложатся отношения с ребенком и внутри семьи, во многом зависит от моральной, материальной и физической подготовки. И как минимум нужно понимать больше про себя, прежде чем взять ответственность за жизнь еще одного человека.
Так пришло понимание того, что я хочу делать собственное издание, которое будет говорить о том, что хороший родитель — это намного шире, чем мама или папа. Родительство — это эволюционная роль человека. Но воплощается она не всегда через рождение собственных детей. Сегодня нас читают и молодые люди, у которых еще нет семей, и чайлдфри, и многодетные родители. Нас читают мужчины и пожилые люди.
Ты влюблена в свою работу?
Уверена, только если «хочешь» свою работу каждый день, можно делать ее хорошо. Сейчас я не умею отделять жизнь от работы и наоборот. Не всегда это идет на пользу семье, но я уверена, что счастливый и вдохновленный человек в сухом остатке намного ценнее того, кто делает то, что ненавидит.
У меня была работа, на которой я поглядывала на часы в ожидании окончания рабочего дня. И вот это сигнал, что что-то пошло не так. Тогда я думала: «Может, со мной что-то не так? Может, я недостаточно мотивирована?». Но все поменялось, когда у меня появилась мечта и свой личный проект.
Поэтому сейчас я уверена, проблема не в людях или недостатке мотивации, а в том, что это не та работа, не та сфера, не тот проект.
Назови главные отличия и противоречия между работой пиар-менеджера и редактора.
Отличия лежат в задачах и профессиональных обязанностях, о противоречиях ничего сказать не могу. Если люди с обеих сторон профессионально выполняют свои обязанности, они лишь грамотно дополняют друг друга.
Точно знаю, что вместо того, чтобы устраивать негласные баттлы, и первым, и вторым есть чему друг у друга поучиться. Редакторам не помешает оценивать эффективность своей работы не только буквознаками, а и их влиянием на читателя. Уметь быть интересным от начала до конца — дать правильный заголовок, удержать внимание гостя на странице как можно дольше, выделять самое главное, умело подать материал на личной странице и так далее. Какое-то время назад проект Look at me создал продукт для внутреннего пользования — инструмент для оценки эффективности редакции и командной работы Setka. Со временем они начали продавать этот продукт на внешний рынок. Продукт оказался нужным и другим изданиям.
А пиарщики должны точно и емко владеть словом, создавать инфоповоды, генерировать идеи спецпроектов, чтобы заинтересовать издания. Не ждать, что все сходу поставят релиз, а приложить усилия, чтобы он был интересен.
Говорят, легче добиться успеха, чем быть успешной каждый последующий день. Согласишься?
Не думаю, что я тот человек, который может говорить об успехе. Что я точно знаю, так это то, что не стоит бояться ошибок и поражений. Потому что без них невозможно сделать нужные выводы, понять что хорошо, что плохо и куда идти.
Что можешь сказать о современном медиа-бизнесе?
Здесь точно нужно разделять мировой и украинский опыт. Потому что в Европе и США есть привычка платить за контент, очевидна ценность печатного слова, совсем другие стандарты журналистики. Эти пункты — одна из характеристик современного культурного общества. И прививаются они с молоком матери.
В Украине ситуация другая. Читатели не готовы платить за контент. Контент в основном не достоин того, чтобы за него платили. Единственный способ изданию заработать — продавать рекламу. А реклама эта не всегда красивая.
При этом, я верю, что всегда можно найти отговорки, чтобы не делать и возможность, чтобы делать. Где-то прочла фразу «Золотой век журналистики всегда бывает за 10 лет до того, как ты пришел в профессию». Наверное, так и есть. Но это не мешает тем, кто любит медиа, заниматься этим бизнесом. Но нужно понимать, что, возможно, придется искать дополнительные источники заработка и постоянно шевелиться.
Как это – совмещать материнство и работу главного редактора?
Точно так же, как любую другую работу. Никак. Я стараюсь дома заниматься только семьей и детьми. Но не всегда это выходит.
Какие главные жизненные принципы ты прививаешь детям?
Я хочу, чтобы мои дети сами знали, что им нужно, что нравится. Мне кажется, это самое главное правило в жизни. Если человек знает, что идет своей дорогой, внутри он спокоен и счастлив. Какие бы волны ни были снаружи. С детства стараюсь учить детей распознавать свои чувства. И всегда уважительно к ним относиться. Если говорит, что суп невкусный — я не буду убеждать в обратном, если говорит, что больно — не буду говорить, что на самом деле нет. Если говорит, что не хочет дружить с ребенком моей подруги — не страшно.
Мне кажется, очень важно понять, что ребенок это личность с самого рождения. И что это отдельный от тебя человек. Он тебе не принадлежит. Он чувствует по-своему. Он имеет свое мнение. И, о боже, он может быть совсем не похож на тебя.
Задача родителя сегодня — не дать профессию на всю жизнь, потому что это невозможно, не обеспечить капиталом, не навязать свое мнение. А научить жить в этом мире. Меняться и развиваться. Быть щедрым, любить учиться, быть любознательным и открытым в этом мире.
В чем секрет счастливой семьи?
Секрет в том, чтобы не пытаться быть счастливой семьей, а просто жить здесь и сейчас. Не ждать повода, чтобы сказать нужные слова, достать хрустальные бокалы, отправиться в путешествие. Любить друг друга, говорить о своих чувствах, не таить обиды, обниматься и заниматься сексом. У меня других рецептов нет.
Как удаётся все успевать? На что не хватает времени?
Не удается. Вопрос здесь только в приоритетах. Мне кажется, у многих женщин появляется комплекс неполноценности от того, что кто-то успевает больше, выглядит лучше, чаще путешествует и так далее. При этом в большинстве случаев мало кто рассказывает, как спит по пять часов, работает по десять, ест мало, по вечерам «зубрит» английский, а по ночам не спит из-за детских «зубов».
Нужно понимать: у каждой из нас 24 часа в сутках, и если вы успеваете одно, то точно не успеете другое. Хорошо, когда то, что вы делаете, совпадает с тем, что хотите делать. Если нет — что-то пошло не так, кэп.
Я могу честно сказать, что очень рано встаю, чтобы иметь возможность заниматься спортом, провожу на работе по десять часов, пользуюсь помощью в уборке дома и практически не готовлю. Также очень мало, к своему сожалению, времени провожу с друзьями, практически не хожу в салоны красоты и в магазины.
Любишь путешествовать? Где мечтаешь побывать?
Обожаю путешествовать. На моей карте пока не так много открытий. В планах и мечтах — Португалия, Израиль, Япония, Перу. Из тех мест, где удалось побывать и куда точно хочется вернуться — Барселона, Рим и Париж. Эти города как важные и мудрые люди — к каждому из них хочется прийти за советом, впечатлением. И поесть, конечно.
Ты устареваешь челленджи в Instagram и активно занимаешься спортом. Могу предположить, что ты планируешь каждый свой шаг и дружишь с тайм-менеджментом…
Без планирования практически невозможно ничего успеть. Это не выдумка. Нужно планировать максимум для того, чтобы успеть хотя бы половину.
Не могу назвать себя организованным человеком, если честно. Но знаю об этом своем минусе и, держа его в голове, стараюсь действовать — записывать все задачи, планировать отпуск, секции для детей, плановые осмотры, меню, гардероб на неделю и так далее.
Расскажи о спорте и питании. Когда ты перешла на ЗОЖ?
В какой-то момент я поняла, что выгляжу не так как хочу. Что выбираю одежду не по принципу «нравится — не нравится», а то, что хорошо сидит. Что не нравлюсь себе на фото. Тут — щеки. Там — живот. И самое главное — что я все время откладываю что-то до «вот когда похудею». Вот когда похудею — сделаю фотосессию в белье, куплю тот самый купальник, буду ходить по городу в шортах.
Я поняла, что обманываю себя, откладывая свою жизнь «на чуть попозже». Это тот же самый чайный сервиз, который держишь в серванте. Только чайный сервиз — это твоя желаемая форма. Прикинула, что мне вот уже почти 30, а в том виде, в каком хочу, я не была никогда. Всегда любила поесть, верила в сказки про широкую кость, а пробежке предпочитала варенички.
Осознания масштаба «забивания» на себя хватило, чтобы записаться в зал и начать разбираться в правильном питании. Я подписалась на классных специалистов, начала читать книги и поняла главное. От того, что уберешь печеньку и добавишь гречку ничего не изменится. Нужно менять отношение к питанию и свои привычки.
Сейчас я не ем 80% продуктов, которые ела пару лет назад, занимаюсь спортом несколько раз в неделю, экспериментирую с разными видами упражнений и подходов к питанию. И чувствую себя очень хорошо. Хожу по городу в шортах, фотографируюсь в белье и ношу любые купальники.
Твои любимые beauty-средства и процедуры?
Если честно, я уделяю очень мало времени процедурам. Единственное, чего не пропускаю — уход у косметолога и маникюр. На все остальное мне не хватает времени и терпения. Даже волосы не крашу, оттягиваю этот момент. Хотя все чаще нахожу седые. Может, стану как те француженки, которые не парятся и гордятся своей сединой.
Кого считаешь эталоном красоты?
Боюсь всяких эталонов, кумиров и примеров. Эталонность веет лично для меня искусственностью. Я за живых людей. С морщинами, заботами и отросшими корнями. За тех, кто помогают вдохновляться и каждый день быть лучшей версией себя.
Поделись списком любимых книг.
Для меня книга — скорее инструмент. Любимых нет. Есть книги для разных потребностей. Довлатов, Чехов, Набоков — если ресурс иссяк, а мысль размазывается по странице, поэзия серебряного века для того, чтобы отключить мозги, мэтры воспитания вроде Гиппентрейтер — когда много вопросов о детях, «Слово живое и мертвое», «Пиши — сокращай», «Сторителлинг» как настольные книги редактора, а книги о бизнесе для развития своего дела.
Что посоветуешь тем, кто мечтаешь о карьере в СМИ?
Советую не мечтать о журналистике, потому что это сложная и не самая прибыльная профессия. Здесь придется сразу быть сыщиком, писателем, маркетологом. Журналистика заставляет думать нон-стоп, без перерыва, это тяжело морально.
Советую идти в журналистику только тем, кто по-другому не может. И это точно будет один из самых крутых ваших опытов. Потому что эта профессия требует смотреть на вопрос широко, при этом быть внимательным к деталям, любить людей, задавать им настоящие вопросы, быть в курсе происходящего вокруг 24/7.
А что посоветую — очень много читать. Много писать. Без ожидания, что каждый текст — это шедевр и сенсация. И самое главное — ищите скорее опытного и профессионального наставника, чем высокооплачиваемое место.
О чем сейчас твои мечты и амбиции?
Сейчас я хочу построить системный бизнес. До недавнего времени я занималась предпринимательством, но теперь понимаю, что пришло время строить систему.
Раньше мне не хватало большой цели, я искала её и нашла. Я хочу заниматься пропагандой критического мышления — чем больше вопросов задают себе люди вокруг, тем комфортнее жизнь каждого из нас. Зачем бороться с результатами заблуждений, если эффективнее бороться с их причиной — неосознанностью.
Журналист: Лилия Панчишин
Фото: предоставила Ксения Букшина