Макс Вышинский: «В стендапе мы всегда за основу берем правду»
Макс Вышинский – украинский стендап-комик, первый и пока единственный украинский стендап-комик, который собрал зал «Октябрьского Дворца» в Киеве. Участник стендап-шоу «Гуднайт Клаб», неоднократный победитель шоу «Рассмеши комика», ведущий и хедлайнер концертов от Stand Up Pro.
Макс, ты давно уже занимаешься стендапом. Как начался твой путь?
Мой путь начался одновременно с началом самого стендапа в Украине. В 2013 году я впервые пришел на открытый микрофон, и рассказал историю о том, что расстался с девушкой. В том возрасте для молодого парня расставание казалось самым ужасным, что может произойти. Я написал монолог, чтобы выговориться, он был очень искренним. И я поразился, что люди меня очень поддержали, он им понравился. Я стал все чаще и чаще ходить в эту тусовку, выступать, я продолжал шутить, как ревную бывшую к ее новому парню, как тяжело переживаю разрыв. Постепенно за мной закрепилась тема отношений. Скоре о своей бывшей я шутить перестал, но мой материал был посвящен именно взаимоотношениям. Я раньше и не думал никогда, что буду стендап-комиком, но один вечер все изменил. В итоге я занимаюсь стендапом уже 8 лет.
Жанру стендап уже более 70 лет, но в Украине о нем только-только начали узнавать. На каком этапе развития сейчас наша стендап-комедия?
Первые шаги стендап в Украине начал делать в 2012-2013 году. Возможно это было и раньше, но этот жанр был непонятным для зрителей, потому что КВН был еще очень популярен.
Сейчас в нашей стране стендап развивается рывками. В столице многие знают об этом жанре, но в регионах – гораздо меньше. Когда я спрашиваю на своих концертах, кто уже был на стендапе ранее и на чьих выступления, то мне говорят о Студии “Квартал 95”, Improv Live Show, театре “Черный квадрат”, но это совсем другое. Люди думают, что слово “камеди” просто заменили на слово “стендап”.
Мы показываем людям, что стендап — это монолог на живую аудиторию. Из-за отсутствия телепроектов, популяризации стендапа в ютубе, многие не знают про существование именно украинских стендап-комиков. Но после концертов нам часто говорят: “Вау, мы даже не знали, что в Украине такое есть, мы будем ходить еще”.
Я уверен, что скоро украинцы будут знать, что это отдельный, современный жанр комедии. Не буду вешать себе медали, но комики по типу меня собирают большие площадки, люди на нас идут, им нравится, они возвращаются. Не говоря уже о популярных в СНГ стендаперах как Дмитрий Романов, Слава Комиссаренко, Илья Соболев, которые у нас собирают солд ауты.
Ты ведь выступал на разогреве у одного из лучших комиков СНГ – Ильи Соболева…
Да, выступал и узнал об этом за 40 минут до выступления. Я сидел в офисе Студии “Квартал 95”, где работаю сценаристом, уже был конец рабочего дня, и мне позвонил организатор концерта Соболева, мой знакомый. Он сказал: “Илье нужен разогрев, приезжай, у тебя есть 40 минут до выхода”. Я обрадовался, что в тот день надел рубашку и выглядел хорошо. Для меня это был классный опыт — выступать в зале на 700 человек, особенно после локдаунов.
Я не отрекаюсь от своих слов, что приезды комиков из СНГ тормозят развитие украинского стендапа. Зритель думает: “О, я этого чувака знаю, я на него пойду. А наши – непонятно, смешные или нет”.
И когда мы с женой начали организовывать концерты, у нас появилось правило – мы не привозим российских комиков. Мы считаем, что украинские ничем не хуже, им просто нужно дать возможность заявить о себе.
Ты сказал, что вы вместе с женой организовываете стендап-концерты. Как вы познакомились?
С Леной мы познакомились тоже благодаря стендапу. У нее есть подруга — комикесса Настя Дерская. Когда-то я пригласил Настю выступить на концерте. В тот же день у нее был день рождения, и после выступления она позвала меня отметить. Среди гостей была моя будущая жена. Мы сразу так переглянусь, и я сказал своему другу: “Блин, она такая классная”. Он мне ответил: ”Так действуй”. Как видите, действовал. Мы уже 5 лет вместе, и 2 года как муж и жена. Пару лет назад создали концертное агентство Stand UP PRO, и специализируемся на стендап-концертах, где я и ведущий, и хедлайнер.
Сложно работать с женой?
Главное разделять личное и профессиональное, не переносить конфликты. Конечно, бывают случаи, когда это невозможно. У нас был большой концерт на 600 человек на открытой террасе, но внезапно пошел дождь, тогда пришлось все перенести в помещение. Она очень расстроилась и распереживалась, а я чувствовал свою вину, что пошел дождь (смеется)
Вообще я очень рад, что мы работаем в одной сфере, и это круто, что мы понимаем друг друга на все 100%. Я думаю, что очень важно разделять интересы друг друга.
Какой наиболее частый вопрос тебе задают о твоей профессии? Часто слышишь: “Ты же комик — пошути”?
На самом деле, его не так часто задают, это тоже уже своего рода легенда. Во времена КВН, мне говорили это чаще. “Ты же квнщик — пошути” или, например, что-то в духе: “Ну Максим же у нас юморист, сейчас будет нас веселить”. Но, когда мне это говорят, я спрашиваю, кем работает человек, и отвечаю точно так же: “Ты же бухгалтер? Тогда сведи дебет с кредитом”.
Наверняка есть много различный стереотипов о комиках – что они постоянно шутят и всех веселят, что шутку написать легко? Что обиднее всего?
На первых порах было обидно, когда говорили, что шутить легко и так каждый может. Ты усердно и долго пишешь монологи, проверяешь материал, у тебя не все получается, сталкиваешься с критикой, говоришь не в ту аудиторию, очень много времени и энергии тратишь на эту деятельность, а твою работу обесценивают. Я знаю, что некоторые шли и пробовали себя в стендапе, но после выступления сразу же понимали, что это не так легко.
Бывает на концерте, кто-то выкрикивает или пытается закончить шутку вместо тебя, думая, что он смешнее. Но как только я приглашаю человека к микрофону, то сразу все отказываются.
Как пишутся шутки? Есть какая-то формула?
Конечно, формулы есть. Но нет такого, что я думаю: “Так, сегодня напишу 5 смешных шуток”. Как в любой сфере вдохновение может прийти, а может и не прийти. Бывает, что ты просто идешь по улице, приходит какая-то мысль, и ты потом уже ее развиваешь.
После того, как накапливается материал, идет механический процесс. У меня есть камеди-бади — человек, который помогает стендап-комику с материалом и смотрит на юмор со стороны. Например, я накидываю себе несколько страниц, читаю их камеди-бади, и мы вместе что-то усмешняем, добиваем или убираем. Мой камеди-бади — это мой друг Сергей Демченко. Он всегда может сказать честно — что ерунда, что круто, а что можно улучшить, сделать более смешным.
Насколько все истории в стендапе правдивые?
В стендапе мы всегда за основу берем правду — то, что случилось с нами, или с нашими знакомыми, то, что ты заметил или какой-то уже состоявшийся факт. Иногда мы преувеличиваем, приукрашиваем, добавляем какие-то смешные факты, иронизируем по этому поводу. Но всегда истории правдивые. Если это откровенная ложь, то зритель это почувствует.
Есть ли конкуренция у комиков? Или все работают с разной аудиторией?
Стендап — это же творчество, на каждого комика найдется свой зритель. Нельзя сказать, кто у нас лучший комик. Стендап-комик может быть популярным, востребованным, опытным, по каким-то регалиям более успешным. Но лучший — нет.
Я думаю, что в нашей сфере больше есть конкуренция внутри самого себя. Ты смотришь, что появляются новые комики, которые они могут выкинуть а борт, тех кто стоял у истоков. Это двигает вперед и мотивирует еще больше.
Где можно посмотреть стендапы крутых украинских стендаперов?
У нас в Stand UP PRO (смеется). Наш юмор взрослый, доступный, без шуток ниже пояса и ненормативной лексики. Например, наш формат “Стендап и вино” потихоньку становятся культовым — это атмосфера, красивое место и классный концерт. Наша цель сделать так, чтобы люди говорили: “В смысле ты еще не был на “Стендап и вино”? Очень радует, что к нам часто возвращаются, то есть, для многих зрителей стендап уже не разовая история.
Мы готовим большие концерты, очень хочется, чтобы повторился Октябрьский дворец. И на 2022 год я планирую большой сольник, который должен вызвать вау-эффект на ютубе. Мы будем работать с большой командой, с режиссерами, со сценаристами, с маркетологами.
Наша фишка это то, что человек приходит как зритель, а уходит уже как друг. Это не просто фраза, к нам часто возвращаются, благодарят, приводят новых и новых зрителей. И это очень вдохновляет.
Фото: личный архив Макса Вышинского