Виола Дэвис: «У меня никогда не было примера для подражания»
О том как стать звездой Голливуда первой величины вопреки всему и вся, темнокожая актриса знает не понаслышке. Давно уже став примером для многих начинающих актрис, Виола Дэвис прокладывала себе путь на голливудский Олимп следуя исключительно своей собственной мечте.
Ее часто называют темнокожей Мерил Стрип, приравнивая ее таким образом к одной из самых именитых, талантливых актрис современности. Интересно, что обе актрисы впервые встретились в 2008 году на съемочной площадке фильма «Сомнение», в котором Виола Девис сыграла роль матери единственного темнокожего ученика престижной религиозной школы, а Мерил Стрип роль директрисы этого учебного заведения. Будучи к тому же старшей монахиней, директриса в какой-то момент начинает подозревать одного из священников в растлении учеников, в том числе и сына героини Виолы. Совместная сцена двух актрис, в которой мать слезно просит старшую монахиню не придавать делу огласки, так как это может нанести еще больше вреда ее сыну, у которого и так сложились непростые отношения с отцом, запомнилась многим благодаря невероятному эмоциональному накалу. Виола позже признавалась, что в какой-то момент съемок, ее охватило острое осознание противостояния самой Мерил Стрип. Это чувство не могло не отразиться и на ее героине, добавив при этом достоверности ее реакции. Ее лицо выражало истинное смятение и мольбу о пощаде. Неудивительно, ведь Мерил Стрип всегда была для нее как и для многих других актрис, истинным кумиром.
Так же как и Мерил, Виола начинала свою актерскую карьеру в театре. Но если трехкратная обладательница премии Оскар и девятикратная обладательница премии «Золотой Глобус» закончила в свое время престижный частный колледж Вассар, то Виола Дэвис сначала получила актерское образование в обычном государственном колледже Род-Айленда. И это уже было огромным достижением с ее стороны. В штат Род-Айленд ее семья переехала, когда девочке не исполнилось и года. В семье она была пятым ребенком из шести. Отец работал на конюшне ипподрома, мать ухаживала за детьми и убирала в домах. Разумеется, деньги в такой семье тратились только на самое необходимое, поэтому вместо дорогих игрушек, ее сестры и единственный брат часто довольствовались плодами собственной фантазии, сочиняя на ходу сценки и преображаясь при этом в выдуманных ими героев. Может быть именно тогда у темнокожей девочки зародилась мечта о театре. После колледжа, она была принята в нью-йоркский Джульярд, одну из самых престижных художественных школ США. И ее мечта претворилась в реальность. В том же году, когда она была удостоена первой номинации на Тони, высшую американскую театральную награду, молодая актриса дебютировала и на киноэкране. Сначала она играла роли второго плана, но работала при этом с такими знаменитостями как Стивен Содеберг, у которого она снялась в трех фильмах и Денцел Вашингтон, снявшись в его режиссерской дебютной картине. Одним из самых заметных прорывов в ее карьере стало создание на телеэкране образа главной героини в сериале «Как избежать наказания за убийство». Именно благодаря этой работе она стала первой темнокожей обладательницей премии «Эмми» как исполнительница лучшей женской роли в драматическом сериале. А уже через три года она стала и обладательницей Оскара за участие в фильме «Ограды», в котором она сыграла вместе с Денцелом Вашингтоном. Интересно, что в 2011 году она конкурировала за Оскар со своей любимой актрисой, Мерил Стрип, которая и получила эту престижную награду за исполнение роли Маргарет Тэтчер в фильме «Железная Леди».
Зато в том же году сбылась другая мечта Виолы. Она стала мамой. Вместе с мужем они удочерили маленькую девочку по имени Дженезис. Актриса со всей ответственностью подошла к своей самой важной роли в жизни. К тому же, Виола наконец проявила один из своих нераскрытых талантов-писательский. Для дочки она сочинила продолжение своей любимой детской книги про игрушечного медвежонка по имени Кордирой и его маленькую хозяйку, темнокожую девочку Лизу. Свою любовь к ним Виола пронесла через годы и сочинила дочке новую историю о любимых героях, в которой те попадают в театр. Таким образом, в этой книге совпали во едино ее самые сокровенные мечты: о счастливом детстве с игрушками, о театре и возможности подарить все это маленьком человеку.
Материнство повлияло даже на выбор ролей Виолы. В какой-то момент, оглядевшись на свой репертуар, актриса поняла, что в ее фильмографии почти нет картин, которые она могла бы показать дочери. Именно поэтому, она согласилась участвовать в фильме «Труппа Ноль», в которой рассказывается история девчонок, мечтающих послать в космос сигналы о себе, для того, чтобы их услышали инопланетяне. Этот фильм стал в этом году фильмом-закрытием кинофестиваля независимого кино «Сандэенс».
С Виолой Дэвис мы встретились на другом кинофестивале, который ежегодно проходит в Торонто. В этот раз актриса представляла там фильм Стива Маккуина «Вдовы», в котором она сыграла жену гангстера, погибшего при ограблении. Роль ее мужа сыграл Лиам Нисон. Фильм начинается довольно пикантной сценой их утренних жарких поцелуев в супружеской постели. Идиллия очень быстро сменяется трагедией и героине Виолы приходится заменить мужа, собрав себе в подмогу компанию из женщин, как и она в одночасье ставших вдовами. Психологический триллер получил довольно высокую оценку критиков. Примечательно, что Виола снялась в этом фильме без привычного парика, который является почти обязательным аксессуаром большинства темнокожих актрис. Да и не только актрис. Привычные параметры, при помощи которых до этого времени оценивалась женская красота, во многом наложили свой отпечаток на культуру темнокожих женщин. Многие из них до сих пор прячут свои волосы, мелко завитые от природы, под парики, которые дарят иллюзию обладания длинными шелковистыми волосами. Виола одной из первых начала появляться на красных дорожках без париков. Нужно признать, что в Торонто она была неотразима не только благодаря яркому оранжевому брючному костюму, но также и шикарной шевелюре волос, которую она несла с гордостью.
Впрочем, ей и так есть чем гордиться. Безусловно являясь профессионалом высокого класса, Виола Дэвис одна из тех немногих актрис, которые умеют ясно и четко выражать свои мысли. Она из тех, у которых, что называется «есть царь в голове». Поэтому слушать ее всегда интересно. Она умна и проницательна. Невероятно откровенна. Ее суждения отличаются прямотой. В ней нет ни капли подобострастия к кому-либо. Но и уважения к собеседнику ей тоже не занимать.
Ваша героиня в фильме «Вдовы» говорит замечательную фразу о том, что у женской банды есть все шансы на успех именно потому, что никто не ожидает, что женщины способны провернуть такую операцию ограбления. Приходилось ли вам когда–либо сталкиваться с тем, что вас недооценивали?
Да почти всю свою жизнь мне только и приходилось с этим сталкиваться! Я выросла в маленьком городке под названием Central Falls. Так вот, помню как однажды мне кто-то сказал, что этот город является «подмышкой» штата Род Айленд! Представляете? Но я никогда, никогда не позволяла себе подстраиваться под чужие представления о самой себе. Я всегда следовала своим собственным мечтам. У меня и мысли никогда не было о том, что у меня может что-то не получится. Быть может в этом и заключается дар воображения, благодаря которому, можно стать кем ты захочешь. Именно поэтому я так полюбила театр. И мне было все равно, кто-то видит меня в нем или нет. Я всегда танцевала в ритм музыки, звучавшей внутри меня самой.
Что вы думаете по поводу последних веяний в Голливуде, связанных с тем, что в создание фильмов стали чаще вовлекать людей, которые до этого традиционно были в меньшинстве? Вы считаете тенденцию направленную на достижение баланса по половому и расовому признаку в киноиндустрии скорее временной или долгосрочной?
Интересно, что в последнее время меня об этом спрашивают постоянно. Но я уже давно не живу по тем правилам, который мне диктует Голливуд. Я не сижу и ожидаю, что он мне что-то преподнесет. Этой Виолы уже давно больше не существует. С тех пор как я ее похоронила, на свет появилась новая Виола, которая берет то, что хочет. Сила изменения в нас самих. И я не одна такая. Посмотрите на Октавию Спенсер, Таражи Хенсон, Хэлли Берри, Кэрри Вашингтон. Это все актрисы, которые создали собственные продакшн компании. И теперь они не ждут, что им дадут, а просто задаются вопросом: «что я хочу делать?» Я часто вспоминаю поговорку, которую любит повторять мой муж: «закрытый рот не кормят» (смеется).
Вы производите впечатление очень сильной женщины. В этой связи, хотелось бы узнать, какими принципами вы руководствуетесь при воспитании вашей дочери?
Сила, понятие относительное. Для меня очень важно, чтобы моя дочь выросла честной по отношению к себе и оставалась прежде всего сама собой. Я не стараюсь ее сломать или переделать. Поэтому я чрезвычайно осторожна в выборе наказаний. К тому же, я никогда не ругаю ее за проявления сверхчувствительной реакции на что-либо. Мне кажется, что очень важно проявлять собственную уязвимость и учиться ощущать ее в других, чтобы уважать их чувства. Это невероятно важно для любых личных отношений: дружеских и супружеских. Ей пока только 8 лет и она симпатичная девочка, но я стараюсь объяснить ей, что то как люди выглядят, на самом деле не так уж сильно важно. Вполне возможно, что в мире внешности уделяется большое внимание, но поверь мне, моя девочка, в мире и деньги ценятся намного больше, чем они того стоят. То, что воистину в тебе ценно, находится в твоем сердце, в твоей голове. Для меня было очень важно начать такие разговоры с ней уже сейчас.
Вашей героине в фильме «Вдовы», снятом Стивом Маккуином по мотивам одноименного британского телесериала, не откажешь в уверенности в себе. Насколько она вам была близка?
Начнем с того, что именно Стив убедил меня в том, что моя героиня абсолютно реальна. Именно он настоял на том, чтобы я снималась без парика. Людям, никогда не сталкивавшимся с этой проблемой, трудно даже представить, насколько либеральной является такая идея для темнокожих актрис. Я уже не говорю о том, что означает для женщины с темным цветом кожи, которой уже за пятьдесят, сниматься в любовной сцене с Лиамом Нисоном. Но Стив сказал мне: «Виола, такие женщины существуют. Я их постоянно встречаю в Европе. Например, в аэропортах. Они замужем за белокожими ирландцами или британцами, немцами. Этих женщин пока просто не так часто можно увидеть на экранах американских фильмов. Подошло время показать их и американской публике».
А можно по–подробней о любовной сцене с Лиамом Нисоном?
Если быть откровенной, то во время съемок мне было очень сильно не по себе. Хотя, Лиам был настоящим джентельменом. Он все время спрашивал меня, где и как я хочу чтобы он располагался по отношению ко мне. Хочу ли я, чтобы он раздел меня. Откуда я должна знать? (смеется). Он всем своим видом показывал, что он готов на все, для того, чтобы я чувствовала себя как можно спокойнее. Честно? Я не привыкла к такому отношению, потому что по большей части играла служанок, наркоманок, полицейских (смеется) Поэтому, мне нужно было приложить усилия для того, чтобы сыграть более тонкую натуру. И давайте признаем, что мы все уже много раз видели на киноэкране намного более откровенные любовные сцены. Но мне кажется, что играть истинный интим на самом деле не так уж просто. Для этого надо, практически, по-настоящему любить своего партнера, испытывать удовольствие от его поцелуев и прикосновений. Я и вправду вкладывала душу в эту сцену, но Стив постоянно кричал: «больше желания! Открой свой рот еще больше!» (смеется) Короче, все кто говорит, что играть любовные сцены несложно и даже весело, меня искренне удивляют. Мне они даются очень непросто. Да, что там говорить, любые сильные эмоции на экране, даются непросто. За них всегда приходится платить.
Лена Бассе, Торонто, Сентябрь 2018