Тамрико Шоли: «Все, что с нами случается — безошибочно»
В откровенном интервью Woman известная писательница Тамрико Шоли поведала пять неизвестных фактов о себе, а также рассказала, что думает о Меган Маркл, чему научилась, работая в СМИ, и почему принимает мужчин такими, какие они есть. Какой из своих бестселлеров Тамрико считает любимчиком?
Хотелось бы начать интервью с мысли, что быть писательницей сегодня нелегко, но разве было время, когда писателям было легко… Тамрико, можно ли сказать, что если человек – писатель, он в принципе не ищет легких путей?
Я считаю, что легких путей вообще не существует. Просто у всех разные представления о сложности. Кому-то трудно управлять корпорацией, а кому-то – даже просыпаться по утрам. Непонятно, что сложнее: всю жизнь просидеть на высокооплачиваемой, но стрессовой работе, или лишиться стабильного заработка, но заниматься любимым делом. Большой вопрос, что легче: воспитывать детей или создавать бизнес. Всюду сложно. Фишка в том, чтобы выбрать сложности, в которых есть смысл для тебя самого. Я всегда хотела быть писательницей, поэтому все трудности, связанные с этой профессией, для меня оправданы и решаемы.
Чтобы стать известным автором, вам приходилось рисковать или идти вопреки обстоятельствам?
Мне пришлось пожертвовать своими личными границами, потому что писательство – публичная профессия, обязывающая не бояться говорить вслух свое личное мнение. Но ты никогда не знаешь, кто прочитает твой текст или книгу. Поэтому постоянно сталкиваешься с тем, что тебя обсуждают, о тебе сплетничают, выдумывают, пытаются задеть за живое. Чем популярнее ты становишься, тем чаще тебя пытаются еще и использовать: ради проектов или собственного эго. Но самое тяжелое – когда тебя идеализируют. Известность – всего лишь побочный эффект профессий, но сам человек – такой же, как и все. Однако ему неизбежно начинают приписывать суперсилу, и потому даже маленький промах расценивается как невероятное падение в глазах общественности. В какой-то момент ты приходишь к тому, что нужно или заново выстраивать свои границы и общение с людьми, или менять профессию. Я выбрала первое, и это чертовски нелегко.
Как достойно заявить о своём творчестве молодому начинающему автору?
Надо просто активно и публично писать то, что волнует самого автора, а по отзывам людей станет понятно, достойно это или нет.
Сейчас модно быть независимым работником, но можно ли считать работу писателя стабильной?
Мы всегда от кого-то или чего-то зависим. Писатель зависит от издателя и от настроения читателя. У него действительно нет стабильности в привычном понимании этого слова (например, ежемесячной суммы зарплаты). Но если автор действительно известен и активно работает над этим, у него всегда будет возможность заработать. Я, например, ведь не только пишу книги. Я провожу лекции и индивидуальные консультации, редактирую книги других авторов, пишу статьи для различных СМИ, а вот прямо сейчас – выступаю в качестве драматурга для аудио-спектакля.
Люди, которые пишут, обладают привычкой наблюдать за людьми, подслушивать разговоры в кафе… Вы из их числа?
Конечно, да. Тексты пишутся на основе жизни и включают в себя множество деталей. Нужно уметь наблюдать и потом использовать это. Поэтому мне так нравится находиться в мультикультурных городах – там больше разношерстных персонажей и вариантов мнений.
Вы однажды сказали, что хайп в прессе использовали намного ранее популяризации самого слова. Как, по-вашему, сейчас глянцевая журналистика изменилась? Ведь многие издания на первый план ставят серьезные социальные темы, например, бодипозитив и гендерное равенство…
Законы прессы никогда не изменятся. Чтобы быть услышанным, нужно вызвать резонанс. Качественный хайп может быть вполне оправданным. Другое дело, что не все его способны понять. Но так устроен мир: либо ты умеешь фильтровать и двигаешься вперед, либо всю жизнь кого-то обсуждаешь.
Как период работы в СМИ повлиял на вашу жизнь?
Именно там я впервые начала работать с реальными историями людей и научилась брать интервью. Качественная беседа – это не просто несколько вопросов-ответов. Читая интервью, человек должен увидеть кино про жизнь главного героя. Заглянуть в те уголки его жизни, о которых он прежде не догадывался. О, хорошее интервью – это настоящее искусство (улыбается)!
Вы постоянно в мире вопросов, ведь раньше сами работали в СМИ, а сейчас — то у вас берут интервью, то поклонники заваливают вопросами. Часто ли задают вопросы, на которые у вас нет ответов?
Постоянно. Например, просят дать совет относительно мужчин. Но я в этом совершенно не разбираюсь.
Однажды вы сказали, что мир делится на тех, кого обсуждают, и тех, кто обсуждает. Можно ещё добавить, что первые на обсуждениях зарабатывают деньги, а вторые – тратят свои силы впустую…
Абсолютно верно. Когда ты занят созданием чего-либо, у тебя просто нет времени на обсуждения. Наши ресурсы ограничены, и либо ты потратишь свою энергию на то, чтобы покритиковать чей-то развод, либо на банальный сон, чтобы отдохнуть и с новыми силами взяться за свое дело. То же самое касается и споров с людьми. Год назад знакомая психотерапевт посоветовала мне игнорировать любые споры, где каждый пытается агрессивно навязать свое видение. Я попробовала. Это не только сэкономило мне нервы, но еще и высвободило пару часов в день!
Как вы воспринимаете критику? Вас может обидеть хейтерский комментарий?
Если он заденет мое больное место, то да. Но ненадолго. Я рефлексирую только над словами близких мне людей.
Блогеры пишут налево и направо, то есть, иногда даже популярные инфлюенсеры, за которыми следит не одна сотня тысяч фолловеров, могут опубликовать пост с грамматическими ошибками или непроверенной информацией. Что вы об этом думаете? Вы сами следите за кем-то из блогеров?
Честно говоря, я об этом не думаю. Но если и вижу у кого-то ошибку в публикации, никогда не стану на это указывать. Нравится мне это или нет, но соцсети – это поп-культура разговорного жанра, а не художественный текст. Там люди делятся эмоциями, как в жизни. А ведь когда нас переполняют чувства, то нам бывает сложно говорить грамотно, не так ли?
Вы часто пишете, что «раньше я думала так, а сейчас поняла, что…». Можно ли сказать, что так вы научились принимать себя и не считаете вчерашние решения и мнения ошибочными, как делают многие?
Не думаю, что мы вообще способны как-то серьезно ошибаться. Мы принимаем решения, исходя из нашего жизненного опыта и уровня развития на этот момент. Мы не можем поступить умнее, чем мы есть на этот момент. Поэтому все, что с нами случается — безошибочно. Но спустя годы ты меняешься и видишь ситуацию совсем иначе. И поступил бы, возможно, иначе. Но не в прошлом, а сейчас, а в прошлом — ты поступил правильно, потому что тогда именно это казалось тебе правильным. Поэтому ошибок не существует.
Читала ваш отзыв о романе «50 оттенков», и, кажется, в сказки вы не особо верите… А как насчёт чудес и чуда? У вас есть иррациональные мечты, в которые не верит разум, но сердце все равно не отпускает?
Честно говоря, нету. Я никогда не мечтала стать писательницей, я планировала ею стать. Вообще, все, что в моей жизни есть сейчас, – результат моих действий или бездействий, но никак не чуда. К тому же, благодаря своей профессии и образу жизни я лично знакома с людьми, которые буквально восставали из ада и совершали невозможное. Своими действиями, а не в ожидании чудес. Поэтому я убеждена, что обычный человек может все, если хочет, а чудо тут ни при чем. Иррациональная мечта? Разве что научиться летать. Все остальное – вполне реально.
Меган Маркл – отдельная, самобытная тема. Не нужен повод, чтобы спрашивать о ней. Похоже, ожил чей-то роман, когда Меган оставила карьеру актрисы и пошла в принцессы… А что вы думаете о герцогине Скссексой?
Мне очень импонирует эта девушка по личным причинам. Известно, что Меган – полукровка: ее отец имеет голландские корни, а мать – афроамериканка. В детстве ее часто мучил вопрос относительно национальной самоидентификации. И это абсолютно то, как я себя чувствую всю свою жизнь, ведь мои родители тоже разной национальности. В одном из своих выступлений Меган сказала, что в некотором роде мы — те, которые сочетают в себе сразу несколько кровей, — счастливые люди. Потому что нам не нужно выбирать что-то одно. И, скорее всего, именно поэтому нам так легко принимать других людей такими, какие они есть, не требуя от них сделать выбор. Мне нравится эта идея.
Мода… Вы следите за трендами? Любите шопинг?
Нет, уже не слежу, потому что наконец-то поняла, что хочу сказать людям о себе, и современные тренды совсем не отражают этого. Например, я очень слабо могу представить, что когда-либо одену платье в цветочек с кедами – только лодочки (улыбается). Мне нравится элегантность и бизнес-кэжуал, а это больше про стиль, чем про тренды. Последнее насилие над собой я совершила год назад, когда повинуясь спонтанной эмоции, окрасила волосы в красный цвет. После этого я вернулась к своему натуральному цвету и постепенно избавилась в гардеробе от всего, что не отображает меня, но соответствует моде. В итоге сейчас все мои наряды – это на сто процентов именно я. И это прекрасное чувство! Шопинг я, конечно, люблю. Но это скорее шоу-румы или не сетевые магазины, где мало людей и можно спокойно примерять понравившиеся наряды и поболтать с консультантом.
Есть ли мифы о жизни за границей, которые для вас со временем развеялись?
Об этом я могу говорить часами. Множество моих друзей и близких переезжали задолго до меня, и я была убеждена, что знаю про эмиграцию все. Однако на практике выяснилось, что я не знаю ровным счетом ничего (улыбается). Один из главных мифов, что если ты опытный и знающий специалист, то тебя с радостью возьмут в любой точке мира. Как бы не так! У каждой страны свои законы, требования и культурный код. То, что считалось сильной стороной в родной стране, в новой — может вообще не сработать.
Ваши бестселлеры «Внутри женщины» и «Внутри мужчины» буквально влюбили в себя украинских женщин. В чем секрет такого успеха? Какой из них — ваш любимчик?
Я больше люблю книгу «Внутри женщины». Во-первых, она писалась позже и потому слог более профессиональный. Во-вторых, она про женщин – их я, все же, чувствую намного лучше, чем мужчин. Сильная половина человечества как была, так и осталась для меня загадкой, поэтому я решила просто принимать их такими, какие они есть. В чем секрет успеха моих книг? Это симбиоз многих факторов. Здесь и реальные истории, и моя личная искренность, граничащая с эксгибиционизмом, и отсутствие страха заговорить на неоднозначные темы. Думаю, именно благодаря этому большинство читательниц пишут мне, что в книге они узнали и заново прожили самих себя.
5 неизвестных фактов о вас эксклюзивно для читательниц Woman?
- Я окончила курсы дизайнера-архитектора
- Шесть лет назад я бросила курить
- Я училась в театральной школе и играла в постановке «Чайка Джонатан Ливингстон» серую чайку, а в спектакле «Снежная королева» — мать маленькой разбойницы
- Я не умею плавать
- Я боюсь собак
Журналист: Лилия Панчишин
Фото: Julia Woll, предоставила Тамрико Шоли